Положение о рейтинговой системе обучения студентов колледжа

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


1. Общие положения рейтинговой системы обучения
Рейтинговая система обучения является важной составной частью системы управления учебным процес­сом, внутриколледжного контроля и самооценки резуль­татов учебной деятельности. Она охватывает всю сово­купность вопросов, связанных с целями, содержанием и методами обучения, организацией и осуществлением учебного процесса.
Основной целью рейтинговой системы обучения является организация учебного процесса, обеспечиваю­щего подготовку специалистов на уровне современных требований.
Рейтинговая система обучения призвана выпол­нять следующие задачи:
широкое использование в учебном процессе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реа­лизацию образовательных программ среднего про­фессионального образования;
систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственных образова­тельных стандартов по соответствующим специаль­ностям и направлениям;
поддержание постоянной обратной связи с обуча­ющимися в усвоении учебного материала и приня­тие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов на уровне преподавателя, кафедры, отделения, колледжа в целом;
индивидуализация обучения, стимулирование рит­мичной самостоятельной работы студентов с уче­том индивидуальных способностей и интересов.
2. Содержание рейтинговой технологии обучения
Рейтинговая система обучения включает в себя следующие обязательные компоненты:
развитая информационная база (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, техни­ческие средства обучения и др.);
широкое использование типов и форм учебной де­ятельности, обеспечивающих постоянные прямые и обратные связи преподавателя и студента (про­блемные лекции, ролевые игры, дискуссии, тре­нинги и др.);
осуществление постоянного контролирующего кон­такта преподавателя с обучаемым в целях выявления степени совпадения фактического и запланирован­ного результатов обучения и с учетом этого целена­правленное влияние на ход учебного процесса.
Контроль в рейтинговой системе обучения может быть текущим, промежуточным и итоговым.
Все виды контроля должны носить, прежде всего, обу­чающий, стимулирующий и воспитывающий, а не толь­ко проверочный характер.
Каждый вид контроля может применяться как на од­ном занятии, так и по ходу изучения дисциплины в целом. Посредством контроля выявляется успешность обучения и соответствие хода учебного процесса поставленным целям.
Результаты, достигнутые на каждом этапе контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируют­ся и составляют индивидуальный рейтинг студента.
Обязательным условием при рейтинговой системе обучения является модульное (блочное) построение учебного материала дисциплины и соответствующие ха­рактеру учебного материала контролирующие действия преподавателя.
Модуль представляет собой учебный комплект, состо­ящий из следующих элементов:
четко сформулированная учебная цель и учебная программа дисциплины;
собственно учебный материал (тексты лекций, учебники, учебные пособия, методические матери­алы и указания к практическим (лабораторным) за­нятиям и семинарам и т. п.);
список необходимого учебного оборудования и материалов;
система мероприятий по контролю знаний и усло­вия их оценки; индивидуальные задания для само­стоятельной работы разной степени трудности;
контрольные проверочные задания.
Эти составляющие модульного комплекта не являют­ся жестко фиксированными и могут изменяться как по форме, так и по содержанию в зависимости:
♦ от конкретной дисциплины (модуля);
уровня образования и курса обучения;
степени подготовленности студента, его индивиду­альных способностей и интересов;
личного и профессионального опыта преподавателя.
3. Контроль знаний, навыков, умений студентов
При рейтинговой системе обучения контроль зна­ний, навыков и умений студентов становится эффектив­ным средством активизации учебной деятельности студен­тов. В ходе проведения различных видов контроля обеспе­чивается получение необходимой информации о степени усвоения студентами учебного программного материала, что позволяет преподавателю и студенту своевременно корректировать свои действия в учебном процессе.
Текущий контроль может осуществляться на стадии овладения содержанием конкретного учебного модуля (блока). Он включает оценку знаний по теоретическим разделам дисциплины (курса) после самостоятельного изучения студентами учебного материала.
Текущий контроль может проводиться на следующих видах учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, игры, тре­нинги и др.
На этих занятиях текущий контроль может прово­диться в форме контрольной работы, опроса, экспресс-опроса, тестирования, блицигры, тренинга.
Количество контрольных мероприятий при текущем контроле должно составлять от 6 до 8 в течение одного семестра (3—4 контрольных мероприятия между проме­жуточными контролями).
Промежуточный контроль проводится с целью опре­деления качества усвоения одного или нескольких модулей (блоков) в форме письменной работы, собеседования, тестирования и др. количество промежуточных контро­лей должно быть не более двух за один семестр.
Итоговый контроль имеет целью определить качество усвоения фундаментальных вопросов всей дисциплины (курса), а в отдельных случаях и нескольких дисциплин и проводится по всему изучаемому материалу в форме письменной работы, собеседования, тестирования.
Преподаватель использует и такие наиболее продук­тивные формы контроля успешности обучения, как ин­дивидуальные задания, задания повышенной трудности для студентов с высокой учебной успеваемостью и твор­ческим отношением к учебе.
Исходя из настоящего Положения, с учетом специфи­ки обучения по каждой специальности, учебный отдел колледжа может разработать свою методику организации и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.
МЦК (преподавателям) представляются самые широкие права в использовании методических подходов в преподавании и разработке модулей, а также построе­нии системы оценок внутри модулей и определении сложности системы заданий для студентов с различными уровнями способностей.
Методическая комиссия колледжа осуществляет ко­ординацию учебных мероприятий, проводимых МЦК, и обеспечивает равномерность загрузки студентов учебными поручениями в течение дня, недели, семестра. Контрольные мероприятия по результатам самостоятель­ной работы студентов, проводимые помимо занятий по расписанию, планируются дополнительно.
При рейтинговой системе обучения каждая конт­рольная точка (текущего, промежуточного, итогового контроля) считается выполненной, если студент набирает 50 % баллов от максимального количества баллов, выде­ляемых на данный контроль. Если же меньше 50 %, то контроль необходимо повторить.
Для реализации рейтинговой системы обучения в колледже на каждую дисциплину, оканчивающуюся эк­заменом, в семестре отводится максимальный рейтинг, равный 100 баллам. Этот максимальный рейтинг (100) распределяется между видами контроля (в %) следующим образом:
текущий контроль — 35 баллов (35 %),
промежуточный контроль — 30 баллов (30 %),
итоговый контроль — 35 баллов (35 %).
Ранжирование видов текущего контроля по дисцип­лине и распределение суммарного рейтинга текущего контроля по видам контроля осуществляется МЦК.
Устанавливается следующая градация перевода оцен­ки из многобалльной в пятибалльную:
отлично — от 66 до 100 баллов,
хорошо — от 53 до 66 баллов,
удовлетворительно — от 40 до 53 баллов,
неудовлетворительно — менее 40 баллов.
Студенты, которые имеют за текущий, промежуточ­ный и итоговый контроль суммарный рейтинг, соответ­ствующий оценкам «отлично» и «хорошо», могут осво­бождаться от экзамена. Студент, получивший оценку «хо­рошо» по предварительному рейтингу, может сдавать экзамен, если хочет повысить оценку.
Для дисциплины, изучение которой заканчивается простым зачетом, устанавливается максимальный рей­тинг — 50 баллов. Для получения зачета студент должен набрать не менее половины максимального рейтинга — не менее 25 баллов.
Рейтинг студентов по каждой дисциплине вносится преподавателем в специальные ведомости, которые сда­ются в учебную часть, где хранятся в течение всею срока обучения студента.
Рейтинг студентов определяется один раз в семестр после окончания сессии.
Ранжирование студентов по рейтингу по дисциплине и по специальности производится учебной частью колледжа с использованием ЭВМ по единой для колледжа программе.
Оформление результатов ранжирования и информи­рование студентов осуществляется также учебной частью колледжа.
Могут быть применены виды поощрений студентов по резуль­татам годового или семестрового рейтинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>